Результаты лечения болевых синдромов остеохондроза позвоночника с применением синего света
А.К. Василькин, В.А. Жирнов, В.В. Кирьянова, Н.М. Жулёв
Изучены результаты лечения больных с болевыми синдромами остеохондроза пояснично-крестцового отдела позвоночника с применением синего света (длина волны 470 нм) и проведением клинико-неврологического обследования, нейропсихологического тестирования, электромиографии, реовазографии в сроки до 12 месяцев после лечения. Установлено, что синий свет позволяет купировать болевой синдром у 93,3% больных с люмбоишиалгией, увеличить сроки ремиссии и уменьшить количество обострений, что, в конечном итоге, приводит к улучшению качества жизни пациентов. Комплексное лечение больных с люмбоишиалгиями с применением синего света позволило получить отличные и хорошие результаты в 94,4%, в то время как такое же лечение, но без применения синего света – в 82,9% случаев.
Введение
Проблема лечения болевых синдромов, вызванных остеохондрозом позвоночника, до настоящего времени остается весьма актуальной во всем мире. С одной стороны, это связано с тем, что в последние годы происходит неуклонный рост числа данных заболеваний, которые, поражая лиц наиболее работоспособного возраста приводят к высоким показателям временной нетрудоспособности, к раннему выходу на инвалидность и тем самым наносят значительный экономический ущерб.
С другой стороны, применяемые методы лечения данной патологии (медикаментозное лечение, мануальная терапия, рефлексотерапия и др.) не всегда обладают достаточно выраженным лечебным эффектом. Поэтому в последние годы в лечебной практике все шире стали использовать такие высокоэффективные физиотерапевтические методы, как светолечение (фототерапия), в частности низкоинтенсивное излучение оптического диапазона, получаемое от светодиодных облучателей. Данные литературы свидетельствуют о возможности использования в комплексном лечении вертеброгенных заболеваний видимого оптического излучения, которое обладает выраженным обезболивающим действием, однако сведений о применении синего света при лечении болевых синдромов ОХП в доступной литературе нами не выявлено.
Цель исследования – изучить результаты лечения больных с болевыми синдромами остеохондроза позвоночника с применением синего света.
Материал и методы
В основу работы положены результаты комплексного лечения 160 больных с люмбоишиалгией: 67 (41,9%) мужчин и 93 (58,1%) женщин в возрасте от 17 до 72 лет (71,9% – лица трудоспособного возраста). Из общего количества пациентов работали или учились 60,6%, причем лиц интеллектуального труда было 54,6% от числа работающих и учащихся, а людей физического труда, связанного с постоянными нагрузками на позвоночник – 45,4%. Больным проводили клинико-неврологическое обследование, нейропсихологическое тестирование с использованием четырехсоставной визуально-аналоговой шкалы боли (ВАШ),
Освестровского опросника нарушения жизнедеятельности при боли в нижней части спины и оценку качества жизни с помощью короткой версии опросника здоровья SF-36. Кроме этого, проводили поверхностную (глобальную) электромиографию (ЭМГ) мышц туловища и нижних конечностей, а также реовазографию (РВГ) сосудов голеней. Наблюдение за пациентами осуществляли в течение года (непосредственно по окончании лечения и спустя 3, 6 и 12 месяцев). Все больные в течение двух недель получали амбулаторно или в условиях стационара комплексное лечение, включавшее низкочастотную магнитотерапию, классический ручной массаж и лечебную физкультуру. Медикаментозную терапию и другие виды лечения не применяли.
Методом рандомизации все пациенты были разделены на две сравнимые между собой группы: основную (90 человек) и контрольную (70 человек). Их отличие друг от друга состояло в том, что в основной группе в комплексном лечении дополнительно использовали синий свет (длина волны – 470 нм) от светодиодной матрицы аппарата «Спектр ЛЦ-02». Воздействие осуществляли контактно паравертебрально на 4 поля (по 2 поля справа и слева) в пояснично-крестцовой области и на 2 поля по ходу седалищного нерва на стороне поражения. Длительность облучения – по 2 минуты на поле, курс лечения – 10 ежедневных процедур с перерывом на выходныедни. Пациентам контрольной группы проводили плацебо-процедуры с использованием того же аппарата, при этом устанавливали шторку, полностью перекрывавшую световой поток.
Полученные в ходе исследования данные проанализированы, проведена их математико-статистическая обработка согласно общим принципам биостатистического анализа с использованием пакета прикладных статистических программ STATISTICA, версия 6.0.
Результаты и обсуждение
При анализе исходных данных клинического обследования было установлено, что у всех 160 пациентов основной являлась жалоба на боль в пояснично-крестцовой области с иррадиацией в нижнюю конечность (люмбоишиалгия), при этом у большинства больных (73,8%) боль была ноющей и лишь у 26,2% имела острый характер, в 90,0% случаев болевой синдром был постоянным, у 73,8% больных боль усиливалась при кашле или чихании, а также при перемене позы, движениях и нагрузке. Помимо болевого синдрома, жалобы на ограничение движений и скованность в пояснично-крестцовом отделе позвоночника отметили 80,0% пациентов, парестезии в нижней конечности, обычно в виде зябкости или жара – 47,5%, а слабость мышц ноги – 9,4% больных.
При изучении анамнестических данных выявлено, что у 95,0% пациентов длительность заболевания превышала 1 месяц, при этом 86,9% больных уже проводили лечение (медикаментозное, физиотерапевтическое, мануальная терапия, рефлексотерапия и др.) данного заболевания, однако оно оказалось либо недостаточно эффективным (66,3%), либо совсем без эффекта (20,6%).
Анализ объективных данных показал, что статодинамические нарушения в виде щадящей походки отмечены у 60,6% пациентов, ограничение активных движений в пояснично-крестцовом отделе позвоночника – у 69,4%, напряжение паравертебральных мышц – у 79,4%, положительный симптом Ласега – у 86,9% больных.
Нами выявлено также наличие экстравертебральных синдромов у обследованных больных. Чаще других встречались мышечно-тонические синдромы – повздошно-поясничной, грушевидной, ягодичных мышц, приводящей мышцы и задней группы мышц бедра (ишиокруральный), а также передний тибиальный и перонеальный синдромы – в общей сложности они отмечены у 73,1% больных. Реже встречались вегетативно-сосудистые нарушения (42,5%) и нейродистрофические нарушения (21,9%). В 31,3% случаев в клинической картине имело место сочетание двух, а в 3,1% – трех синдромов.
Исходные показатели по ВАШ свидетельствовали о том, что уровень боли непосредственно перед началом лечения составлял, в среднем, 6,2 балла (при максимальном значении 10), т. е. 62,0%. По Освестровскому опроснику, интенсивность боли составила в среднем 3,06 балла (максимально 5), т. е. 61,2%. Эти данные вполне коррелируют между собой, а также с данными анамнеза и жалоб, и свидетельствуют о том, что у большинства пациентов боль была подострой (ноющей).
При обобщенном анализе данных психологического тестирования было установлено, что нарушения жизнедеятельности в большей степени касались таких разделов, как самообслуживание, поднимание предметов, возможность длительного безболезненного стояния и ходьбы, а также совершение длительных поездок; в меньшей степени были нарушены возможность безболезненного сидения, сон, общественная и сексуальная жизнь.
Анализ качества жизни пациентов, проведенный с помощью опросника SF-36, позволил установить, что до начала лечения 153 (95,6%) человека оценивали свое здоровье как плохое, значительно ухудшевшееся за год. Имевшиеся нарушения в состоянии здоровья, связанные с остеохондрозом позвоночника, прежде всего боли, значительно ограничивали выполнение физических нагрузок. Нарушения в сферах эмоционального и социального функционирования были менее выражены, однако и в данной области 61,8–69,1% больных отмечали, что они в связи с заболеванием чувствовали себя измученными, обессиленными, подавленными, упавшими духом, что мешало им активно общаться с людьми и вызывало затруднения в повседневной деятельности.
Изменения исходных ЭМГ-показателей, как амплитудных, так и частотных, были выявлены у 140 (87,5%) больных, причём снижение показателей отмечено с обеих сторон, однако более выражены они были на больной стороне. Так, коэффициент асимметрии амплитуды мышечного сокращения составил в среднем 49,2%, а частоты – 23,0%. С нашей точки зрения, снижение данных показателей электрогенеза связано, прежде всего, с болевым синдромом, препятствующим выполнению больными полноценного произвольного мышечного напряжения. Нарушения пульсового кровенаполнения сосудов голеней, по данным РВГ, были выявлены у 133 (83,1%) больных. Так, суммарное сопротивление тканей электрическому току (импеданс) на больной стороне было существенно ниже, чем на здоровой, при этом коэффициент асимметрии составил 49,7%. Примерно в два раза была снижена скорость быстрого (анакрота) и медленного (катакрота) кровенаполнения.
В то же время, распространение пульсовой волны было на 34,5% медленнее на больной стороне, чем на интактной. Такая асимметрия РВГ-показателей была связана, по нашему мнению, с отёчностью тканей голени на больной стороне и, соответственно, с увеличением сопротивления кровотоку за счет спазма артерий, а также со стойкой дилатацией венозных сосудов, что указывало на рефлекторную сосудистую реакцию, вызванную болевым синдромом при люмбоишиалгии. Наиболее выраженная асимметрия РВГ-показателей отмечена у пациентов с экстравертебральными синдрома ми в виде вегетативно-сосудистых и нейродистофических нарушений, в меньшей степени – у больных с мышечно-тоническими синдромами.
Таким образом, исходные данные неврологического обследования, психологического тестирования и функциональной диагностики позволили выявить особенности клинической симптоматики одного из ведущих и наиболее часто встречающихся рефлекторных синдромов остеохондроза пояснично-крестцового отдела позвоночника – люмбоишиалгии и тем самым расширить современные представления о данной патологии.
Оценивая в целом результаты лечения, необходимо отметить, что у больных основной группы под влиянием синего света происходило более быстрое и выраженное обратное развитие проявлений люмбоишиалгии, вызванной остеохондрозом пояснично-крестцового отдела позвоночника, по сравнению с больными контрольной группы. Прежде всего, у больных, получивших фотохромотерапию (ФХТ) в виде синего света, наблюдалась более выраженная редукция болевого синдрома. Так, к концу курса лечения боли исчезли полностью у 93,3% пациентов основной группы и у 75,8% – контрольной (p<0,01). При динамическом наблюдении за больными в течение года установлено, что у больных, получавших ФХТ, регресс болевого синдрома был более выраженным и длительным. Так, через 3 месяца болевой синдром отсутствовал у 88,0% обследованных больных основной группы и у 58,9% – контрольной (p<0,01). Отсутствие болевого синдрома на протяжении всего периода наблюдения после лечения отмечено в основной группе в 78,7% случаев, в контрольной – в 52,2% (p<0,05).
Более быстрое и выраженное купирование неврологической симптоматики происходило также в основной группе больных. Так, щадящая походка из-за болевого синдрома к концу курса лечения у больных, получивших светолечение, сохранялась всего в 5,6% случаев, а у пациентов, у которых ФХТ отсутствовала – в 22,9% (p<0,05). Неврологические нарушения (анталгические позы, нарушения сухожильных рефлексов, функциональных и координаторных проб, чувствительности, тонуса и силы мышц и др.) оставались к концу лечения у 2,2–8,9% больных основной группы и у 4,3–21,4% – контрольной.
Позитивное влияние синего света на динамику болевого синдрома подтверждается данными психологического тестирования. Так, по ВАШ, уровень боли в группе со светолечением снизился к концу курса лечения в среднем в 4,4 раза, в контрольной – в 2,3 раза (p<0,05), при этом существенное снижение уровня боли сохранялось в основной группе на протяжении 1 года, в контрольной – в течение 6 месяцев.
Изучение анкет Освестровского опросника показало, что улучшение индексов нарушения жизнедеятельности было более выражено в группе больных, получавших ФХТ. Так, средний балл нарушений самообслуживания (умывание, одевание и пр.) снизился в основной группе в 5,1 раза, в контрольной – в 2,9 раза, а средний балл индекса «поднимание предметов» уменьшился соответственно в 7,3 и 4,4 раза (p<0,05).
В результате проведенного лечения качество жизни у пациентов обеих групп значительно улучшилось, однако более выражено – у больных, в комплекс лечения которых входила ФХТ. Так, средний балл общей самооценки здоровья улучшился в основной группе в 2,6 раза, ограничений в выполнении физических нагрузок – в 2,1, эмоциональных ограничений – в 1,5, а социальных ограничений – в 1,9 раза. В контрольной группе эти показатели составили соответственно 2,0 (p<0,05), 1,7 (p<0,05), 1,4 и 1,6 раза.
После проведенного лечения у большинства больных отмечено улучшение ЭМГ- показателей – увеличились амплитуда и частота биопотенциалов мышечных групп, но степень улучшения этих показателей была более выражена у больных основной группы, получавших ФХТ. Так, амплитуда мышечных сокращений увеличилась к концу курса лечения у больных основной группы в среднем в 3,9–5,8 раза, у больных контрольной группы – в 3,1–4,5 раза (p<0,01), а частота сокращений мышечных волокон – соответственно в 1,9–2,6 раза, и в 1,6–2,1 раза (p<0,05), при этом коэффициент асимметрии показателей на больной и интактной стороне уменьшились в основной группе с 25–50% до 5–10%, в контрольной – до 10–20% (p<0,05). При динамическом наблюдении в течение года было установлено, что амплитудные и частотные ЭМГ-показатели сохраняли свои значения на протяжении всего периода наблюдения с некоторой тенденцией к снижению на более поздних сроках (6 и 12 месяцев), особенно в контрольной группе, что мы связываем с наступлением у части больных рецидивов заболевания.
В результате РВГ-обследования было установлено, что импеданс на больной стороне увеличился к концу курса лечения у больных основной группы в среднем в 1,8 раза, у больных контрольной группы – в 1,5 (p<0,01), при этом коэффициент асимметрии в основной группе уменьшился в 4,0, в контрольной – в 1,9 раза (p<0,01). Скорость анакроты увеличилась в основной группе в среднем в 2,1 раза, в контроль ной – в 1,8 (p<0,01), а скорость катакроты – соответственно в 2,6 и в 1,9 раза (p<0,01). Время распространения пульсовой волны на больной стороне уменьшилось у пациентов, получавших ФХТ в среднем в 1,5 раза, в контрольной – в 1,2 (p<0,05), при этом коэффициент асимметрии данного показателя уменьшился в основной группе в 3,5 раза, в контрольной – в 1,4 (p<0,05).
Все это свидетельствовало о более значительном снижении отечности тканей голени, вызванной рефлекторным болевым синдромом, у больных, у которых в лечебный комплекс входила ФХТ. Эти изменения сохранялись на протяжении всего периода наблюдения.
В ходе исследования, помимо общего анализа результатов лечения, впервые было изучено влияние ФХТ на динамику изменений клинико-функциональных показателей в зависимости от преобладающих ЭВС. Было установлено, что наибольший лечебный эффект отмечен у больных с мышечно-тоническими синдромами: в основной группе симптоматика данного синдрома уменьшилась в 13,2 раза по сравнению с исходными данными (p<0,01), в то время как у больных с вегетативно-сосудистыми нарушениями – в 6,3 раза (p<0,05), а у пациентов с нейродинамическими нарушениями – в 2,9 раза; в контрольной группе эти показатели составили соответственно 3,0; 2,1 и 1,7 раза.
Таким образом, на основании неврологического обследования и психологического тестирования, а также данных ЭМГ и РВГ было установлено, что воздействие синим светом на паравертебральные зоны на уровне пояснично-крестцового отдела позвоночника, а также по ходу седалищного нерва на стороне поражения приводило к более быстрому и стойкому купированию неврологической симптоматики по сравнению с группой контроля. Динамика регресса болевого синдрома, патологических симптомов, длительность ремиссии, восстановление таких важных показателей качества жизни, как общая самооценка и физический компонент здоровья, а также положительная динамика ЭМГ- и РВГ-показателей были тоже более выражены и значимы у больных, получавших светолечение. Это обусловлено, с нашей точки зрения, специфическим действием синего света, который способствовал уменьшению болевого синдрома, отека тканей, мышечных спазмов, нарушений микроциркуляции, трофических расстройств и другим позитивным изменениям в тканях.
На основании всех видов обследования была проведена общая оценка результатов лечения. К отличным результатам были отнесены случаи полного купирования болевого синдрома и неврологической симптоматики после лечения с улучшением данных ЭМГ и РВГ на 75–100%.
Хорошими признаны те результаты, когда болевой синдром и неврологическая симптоматика регрессировали более чем на 75%, а данные функционального обследования улучшились на 50–75%. Если болевой синдром и неврологическая симптоматика уменьшались в пределах 25–75%, а показатели ЭМГ и РВГ улучшались на 25–50%, то эти результаты считали удовлетворительными. При сохранении к концу курса лечения болевого синдрома и неврологической симптоматики на прежнем уровне, а также при изменении данных функционального обследования менее чем на 25% результаты лечения расценивались как неудовлетворительные. Отличные и хорошие результаты достигнуты у 94,4% больных, которым проводили ФХТ в виде синего света, у пациентов контрольной группы аналогичные результаты достигнуты в 82,9% случаев. И наоборот, неудовлетворительный результат отмечен в основной группе только у 1 пациента (1,1%), в контрольной – у 4 (5,7%).
Таким образом, результаты лечения в основной группе больных, у которых в комплекс восстановительного лечения была включена ФХТ в виде синего света, оказались значительно лучше, чем в контрольной, где ФХТ не проводилась. В группе со светолечением было больше отличных и хороших результатов, отмечалась более выраженная и продолжительная ремиссия и было меньше удовлетворительных и неудовлетворительных результатов и меньшее число обострений, чем в контроле.
Выводы
1. Синий свет (длина волны 470 нм) позволяет купировать болевой синдром у 93,3% больных с болевыми синдромами остеохондроза позвоночника, улучшить индексы нарушения жизнедеятельности, показатели качества жизни, а также показатели биоэлектрической активности мышц и пульсового кровенаполнения.
2. Наиболее выраженный лечебный эффект синего света с длиной волны 470 нм отмечен при мышечно-тонических синдромах, несколько в меньшей степени – при вегетативно-сосудистых нарушениях, и в наименьшей при нейродистрофических нарушениях.
3. Комплексное лечение больных с люмбоишиалгиями с применением синего света позволило получить отличные и хорошие результаты в 94,4%, а без применения синего света – в 82,9% случаев.
Комментарии ()