Лечение патологии роговицы магнито-инфракрасным лазером

Лечение патологии роговицы магнито-инфракрасно-лазерным терапевтическим офтальмологическим аппаратом

Роговица относится к наружной оболочке глаза, которая наиболее часто подвержена травматизации. На нее оказывают влияния экологические факторы, механические и химические повреждения, как в быту, так и на производстве. Высокая частота заболеваний и травм роговицы определяет особую актуальность поиска новых патогенетически обоснованных методов лечения больных с различной ее патологией. Травмы и ожоги роговицы, по данным ряда авторов, занимают от 38 до 68-70% всех ранений и повреждений глаза (Гундорова Р.А., 1986, Каспаров А.А., 1994), в тоже время, их исходы и последствия являются причиной слепоты в 12% и 38% всех слепых на один или оба глаза соответственно (Reddy V.N. et al. 1994).

Не теряют своей значимости воспалительные заболевания роговицы (кератиты), которые считаются основной причиной роговичной слепоты (Майчук Ю.Ф., 2000). В последнее время, в связи с развитием рефракционной ножевой и лазерной хирургии, остро встает вопрос об улучшения трофики и регенерации роговицы.

Заболевания роговицы, по данным ВОЗ, являются четвертой по частоте причиной инвалидности по зрению. В мире насчитывается 1,4 млн. слепых и 5 млн. слабовидящих детей. В 22% случаев глубокие расстройства зрения, обусловленные патологией роговицы, возникли в детстве. По данным Либман Е.С. (1986) заболевания роговицы в нозологической структуре инвалидности по зрению составляет 12,9-13,7%.

Имеющиеся способы лечения патологии роговицы не всегда удовлетворяют запросов клиники. В последнее время все большее внимание уделяется лазерным методам лечения глазных заболеваний. Привлекает компактность лазеров, высокая эффективность, бактерицидные свойства, простота лечения в сочетании с фармакологическими и физиотерапевтическими методами.

Аномалии рефракции у детей – одна из важнейших проблем офтальмолгии и составляют до 6% в структуре инвалидности по зрению (Сидоренко Е.И. с соавт., 1995). Хватова А.В.(1996) отмечает, что в школах-интернатах для слепых и слабовидящих детей аномалии рефракции наблюдаются в 45% случаев. Частота миопической анизометропии составляет от 20 до 60% у близоруких пациентов (С.А.Гончарова, А.С.Сенякина, 1974, D. Albrecht, 1982).

Очковая, контактная коррекция не всегда дает полную коррекцию, особенно при высокой анизометропии, астигматизме, поэтому хирургическое исправление анизометропии занимает все более лидирующее положение в офтальмологии. У детей широко стала использоваться интрастромальная коррекция с помощью полуколец (Intracorneal Ring).

Любая операционная травма сопровождается воспалительными реакциями, кровоизлияниями, различной степени выраженности. Поиск методов улучшения течения послеоперационного периода является актуальной задачей медицины.

В связи с этим целью исследования являлось разработка метода улучшающее течение послеоперационного периода. Для этого в послеоперационном периоде был использован прибор магнито-инфракрасного лазера..

Исследование проведено в клинике у 50 детей с высокой миопической анизометропией в возрасте от 1 до 14 лет. У 36 пациентов до операции интрастромальной кольцевой кератопластики были проведены склероукрепляющие операции по поводу прогрессирующей близорукости. Инстрастромальную коррекцию проводили детям, у которых клиническя рефракция была стабильной в течение более 1,5–2 лет. У всех пациентов до операци была вывлена односторонняя высокая амблиопия и острота зрения с наилучшей очковой коррекции в этих глазах варьировала от 0,1 до 0,6.

В группе из 38 больных послеоперационный период велся традиционно (контрольная группа), у 12 пацинтов к лечению был подключен прибор магнито-инфракрасного лазера. Лечение начинали на следующий день после операции: использовали частоту , мощность . Процедура проводилась ежедневно, по минуте.

Изучали состояние глаза, роговицы, формирование зрительных функций в послеоперацонном периоде.

В контрольной группе в первые дни после операции отмечается умеренно выраженый блефароспазм, небольшой отек век, светобоязнь, слезотечение, небольшоая смешаная иньекция коньюнктивы глазного яблока. Все эти изменения проходили в среднем через 5 + 1 дней. В 2 случаях светобоязнь на фоне практически спокойного глаза держалась до 1,5 месяцев, что связано, очевидно, с аллергической реакций на материал имплантации. После подключения к лечению аппарата магнито-инфракрасного лазера эти реакции в послеоперационном периоде были значительно ослаблены и проходили в среднем через 3 + 0,5 дней.

Биомикроскопия в первые дни показала наличие по ходу аллоимплантатов легкого отека роговицы и самого аллоимплантата, которая проходила в контрольной группе в сроки до 7+2,0 дней. Так же наблюдалось отложение детрита в виде белых точек, что не было связано с воспалительной реакцией и рассматривлось как нормальное течение послеоперационного периода. В группе, где к лечению подключалась магнито-инфракрасный лазер, отек проходил на 3-4 дня быстрее (в среднем через 4+1,0 день).

В контрольной группе в двух случаях наблюдалась инфильтрация по ходу одного из аллоимплантатов. Своевременно иньекции раствора дексазона и гентомицином способствовали стиханию воспалительного процесса. В группе, где применялся магнито-инфракрасный лазер, подобных осложнений не было.

Исследования чувствительности роговицы в контрольной группе показали, что она полностью восстанавливается к 7 дню после операции и сохраняется такой в течение времени наблюдения. В группе с применением магнито-инфракрасный лазер чувствительность восстанавливалась на 4- 5 дня раньше, очевидно за счет более быстрого исчезновения отека.

Исследование толщины роговицы до и после операции показали, что толщина ее незначительно увеличивается (на 5 мкм) после операции в основном за счет отека, который проходит в контрольной группе в течение 3 первых месяцев. В группе, где к лечению подключался магнито-инфракрасный лазер, толщина, измеренная на пахиметре, исчезала на 2 месяца раньше, т.е. проходила в течение 1 месяца лечения.

Исследование внутриглазного давления определили повышение внутриглазного давления до 20,28+-0,24 мм рт.ст. в конрольной группе за счет использования кортикостероидов в этих пациентов. В группе с применением аппарата магнито-инфракрасного лазера повышение внутриглазного давления не отмечалось, так как выраженное противовоспалительное действие прибора исключило необходимость в интенсивном применении кортикостероидов.

Установлена высокая рефракционная эффективность и прогнозируемость инстрастромальной кольцевой коррекции высокой миопической анихометропии.

Операция позволила уменьшить близорукость на 6,75 –9,50 дптр. Использование аппарата магнито-инфракрасного лазера положительно улучшило течение послеоперационного периода, обладает выраженным противовоспалительным действием. Боли, раздражение глаза в виде светобоязни, блефаросазма проходили значительно раньше, уменьшая страдание больных и улучшая субьектвные ощущения. Зрительные функции быстрее стабилизировались за счет более быстрого исчезновения отека и улучшения трофики роговицы. В среднем улучшение и выздоровление больных наступало на 5 – 7 дней раньше. Метод лечения прост, комфортабелен, эффективен, хорошо зарекомендовал себя в нашей клинике.

Анонсы

Приглашаем на Научно-практический конгресс «Физиотерапия и лечебная физкультура в лечении, реабилитации и курортологии» который пройдет 18-19 апреля в Москве в гибридном формате.

Место проведения: г. Москва, гостиница «Измайлово Бета», Измайловское шоссе, 71, 2Б.

Подробная информация и регистрация: здесь

Мероприятие подано на аккредитацию в Совет НМО

Объявления