Особенности развития санаторно-курортного бизнеса в России

Советский Союз оставил нам потрясающее,  гениальное наследие профилактической медицины, выраженной в слаженной системе санаторно-курортных учреждений и плановых потоков людей, проводящих в них ежегодно по 21 дню.

До сегодняшнего дня основная категория постоянных клиентов санаториев- это люди старше 50-60 лет, у которых успела сформироваться привычка в социалистическом прошлом. Кстати, привычка очень «правильная». К сожалению, более молодые поколения только сейчас благодаря активной пропаганде здорового образа жизни пока ещё очень недоверчиво, но начинают внимать старому как мир медицинскому постулату «Болезнь легче предотвратить, чем вылечить». И ещё одному: «Нельзя вылечить болезнь, не изменив образа жизни».

И игнорируют отечественные санатории с их массажами, ваннами, бассейнами, диетическим питанием и путевкой, в которую все включено совершенно по-русски. Посещают их большей частью на выходные, с тем, чтобы отоспаться, повеселиться в веселой компании. Ведь вместе со всем остальным от Советского Союза в наших санаториях по-прежнему остается советский стиль «обслуживания населения». А обычная санаторно-курортная путевка во всех санаториях включает одни и те же процедуры, которые из-за неважного качества исполнения и жуткого дефицита времени современного молодого (или почти молодого) человека остаются ненужными.

В результате проигрывают обе стороны. Экономически активные люди страдают от «синдрома хронической усталости», «синдрома менеджера», «кризиса среднего возраста», лишнего веса, преждевременного старения и прочих проявлений банального недосмотра за собственным здоровьем, плавно и непреклонно перетекающие в различные заболевания. А санатории продолжают жить в социалистическом прошлом, где были сильны традиции профилактической медицины, но совершенно не было потребности искать клиента, бороться за него.

Между тем, профилактическая и реабилитационная медицина продолжает развиваться. За рубежом особенно бурно,  в виде СПА- отелей, медицинских,  реабилитационных , фитнес, СПА центров. В российских крупных городах за последние 5-10 лет также можно наблюдать активное развитие фитнес, СПА индустрии, а также открытие клиник восточной медицины. Хотя определенно, пик развития ещё впереди.                                                                             

А наши санатории живут обособленной жизнью. Такое ощущение, что все после перестроечные перемены их не тронули, да и не известно, когда тронут. Думаю, лет через 10-15, когда они останутся без того пожилого контингента людей, привыкших во времена Советского Союза ездить каждый год в санаторий по бесплатным или льготным путевкам.

И что тогда? Конец системе, как рудименту социализма?

Или состаримся мы, поколение 60-70г.г. и тоже поедем в санаторий? В убогие стены с убогим сервисом? И будем чувствовать себя такими же убогими? Не знаю, кто как, а я против! Даже ради профилактического лечения, за которое я уже давно «стою стеной».

Маркетинг большинства санаториев сегодня выражается лишь в том, чтобы отдать квоту туристической компании. И при этом ставят туркомпании в жесткие условия (агентские максимум 10%, оплачивают их только после 15-го напоминания, описание и фотосессию делают сами агентства и т.д.)

Как не боролись  за клиента, так и не борются. И продолжают жить в мире, где царят такие категории, как пациент, палата, заезд строго на 21 день, расчетный час 00-00, продажа рекламных буклетов, бахилы, кефир и диетическое питание, которое за названием скрывает лишь убогость пищи и сервиса.

И откуда такое пренебрежение к смежным сферам бизнеса- гостиничному, ресторанному, фитнесу. Ведь существуют бизнес- и сервисные технологии, которые даже придумывать не надо- они с точностью на 80-100% подходят и санаториям. Нет, в санаторно-курортной среде  есть непреклонность и непреступная гордость тем, что никто, кроме санаториев в санаториях не разбирается.

И потому в бассейны продолжают пускать только по справке. Я у очень многих санаториев запрашивала статистику за несколько последних лет- сколько было отводов для посещения бассейна- у всех НОЛЬ. Но переубедить невозможно. Сделайте лучше визуальный осмотр врача, если ваши клиенты так против того, чтобы рядом с ними плавали люди без справок! Нет. Это не возможно, потому, что не возможно! А то, что сейчас есть масса возможностей получить справку, даже не посещая врача - это не важно!

И белье меняют раз в неделю. И посуда в столовой со сколами.

И работают с 1001 журналом вместо того, чтобы автоматизировать работу персонала. И заменить эти журналы на автоматически формируемые справочники не заставишь!

Вот и получается, что у санаториев остается единственный рычаг- цена. Её устанавливают на планке, которая позволяет санаторию еле- еле сводить концы с концами, устанавливая персоналу минимальные заработные платы и всячески экономя на расходных материалах и пр. А уж о реинвестициях в ремонт и оборудование и говорить не приходится.

Здесь мне конечно же возразят- по тому уровню сервиса, который есть в санаториях цена и так велика! Так- то оно так. Но ведь издержки- то на обслуживание клиентов такие же, как и у 3-4-хзвездочных отелей. Только в цену ещё входит 4-х разовое питание и все лечение!

Вот это и есть российский санаторно-курортный «бизнес». И это в нем 95 из 100 директоров объяснить, зачем им нужны маркетинг, реклама, автоматизация, обучение персонала практически не возможно. Ответ поражает своей предсказуемостью- у нас и так высокая загрузка по минимальным ценам, либо у нас есть вышестоящая организация, которая сама все знает и её переубедить не возможно. А о рентабельности и развитии- кто будет думать?

К чему все это приведет? Неужели гениальная российская система профилактической медицины доживает последнее десятилетие?

http://www.evrika.ru/article/1118

Объявления

Поиск
Лечение физическими факторами