Обнаружено слабое место респираторных вирусов, что поможет предотвращать развитие пневмонии

Новое исследование позволило выявить у респираторных вирусов, включая SARS-CoV-2, белок, при помощи которого можно будет прерывать чрезмерную воспалительную реакцию в организме. Открытие позволит предотвращать развитие пневмонии при подобных заболеваниях.

Группа исследователей обнаружила, что, когда респираторно-синцитиальному вирусу человека не хватает такого белка как неструктурный белок 2 (NS2), то иммунная система организма легко справляется с уничтожением самого вируса еще до того момента, как он спровоцирует воспалительный процесс и последующие за этим тяжелые последствия. Этот вид вируса, как и тот, что провоцирует COVID-19, поражает клетки легких, используя их для производства еще большего количества вируса. Когда это происходит без какого-либо контроля, то клетка разрушается и начинается сильное воспаление, которое перекрывает дыхательные пути и не дает нормально дышать. В итоге развивается воспаление легких. Пациент с большой вероятностью может попасть в реанимацию, нуждаясь в аппарате искусственной вентиляции легких. В некоторых случаях пневмония может привести к летальному исходу.

Респираторно-синцитиальный вирус каждый год забирает порядка 160 тыс. жизней. Чаще всего его жертвами становятся дети, пожилые люди и пациенты с ослабленной иммунной системой. Исследование ученых поможет разорвать цепочку событий, которые провоцируют тяжелые последствия воздействия вируса на организм. На первом этапе эксперимента специалисты выявили основные функции белка вируса. Для этого они взяли вирусы, в которых не было генов, кодирующих белки вируса, и сравнили с неконтролируемыми штаммами. Главной задачей было определить инструменты, при помощи которых вирус закрепляется и размножается в клетке человека. Так из всех белков они выделили неструктурный белок 2, который оказался способным защищать вирус от иммунной реакции организма.

Обычно Беклин-1, представляющий собой белок клеточной системы аутофагии, распознает вирус и устраняет угрозу. Ученые отмечают, что этот процесс похож на то, будто Беклин-1 «надевает» броню и таким образом держит оборону перед вредоносными организмами. Но неструктурный белок 2 способен «снимать» эту броню, что помогает вирусу оставаться в клетке, увеличивать численность своего присутствия и поражать все больше соседних клеток. Кульминацией этого процесса становится воспаление легких. Но если обезвредить неструктурный белок 1, то иммунной системе ничего не помешает защитить организм на должном уровне. Механизм можно применять и по отношению к гриппу А и SARS-CoV-2.